«О развитии внутренних водных путей России»

15.08.2016 в Волгограде состоялось выездное заседание президиума Госсовета. Оно было посвящено развитию въездного и внутреннего водного туризма, а также господдержке судостроения. Перед началом Госсовета Президент Российской Федерации Владимир Путин осмотрел речной порт Волгограда. На астраханском судостроительном заводе «Лотос» в этот день состоялся монтаж закладной доски на стенку будущего теплохода. Открывая Госсовет, Президент Российской Федерации Владимр Путин сразу дал понять, что готов возродить речной транспорт. Оставалось только решить, за чей счет.

«Внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал. Это низкая себестоимость перевозок, особенно на дальние расстояния, энергоэффективность и относительно невысокие затраты на содержание водных путей», — сказал Путин. Путин обозначил основные проблемы, мешающие возрождению речного флота. Первая из них — «снижение глубины водных путей».

Глубина судоходных артерий в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, с 2,3 до 1,7 м. Протяженность путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30%, с 67 тыс. до 48 тыс. км.

Более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. А это ведет к убыткам, отметил Путин. «Грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. В 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза», — сообщил президент. В 1980 году по рекам было перевезено 481 млн тонн грузов, в 2015-м — 120 с небольшим млн. Резко упали и пассажирские перевозки по водным путям. «В том же 1980 году они составляли 103 млн человек, в 2015-м – 13,5 млн», — добавил Путин. Сквозное судоходство из-за обмельчания рек фактически прекратилось. Потеряны популярные — и прежде всего для въездного туризма — сквозные маршруты из Санкт-Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России, резюмировал президент и предложил членам президиума обсудить эту тему.

Источниками финансирования планируется сделать акцизные и инфраструктурные сборы от пользователей рек, среди которых значатся и гидроэлектростанции.

Необходимость создания фонда в Минтрансе объясняли тем, что финансирование поддержания внутренних водных путей в удовлетворительном состоянии требует бóльших средств (от 18 млрд до 21 млрд руб.), чем те, что выделяются в настоящее время (в текущем году — около 13,5 млрд руб.).

Против этой инициативы выступило Минэнерго. По мнению ведомства, новый сбор приведет к увеличению цен на электроэнергию либо для населения, либо для промышленности. Тарифная нагрузка в год, по подсчетам Минэнерго, вырастет на 600–800 млн руб. в год. А также пострадают инвестиционные проекты государственной «РусГидро», прежде всего стройки на Дальнем Востоке.

Другим вариантом господдержки речного транспорта, который обсуждался рабочей группой Госсовета, были отчисления на речную инфраструктуру из Дорожного фонда.

Ссылка на источник