Отрасли

Государственное ценовое регулирование в отдельных отраслях экономики

Российская Федерация – государство с рыночной формой экономики, и ценообразование на товары и услуги в различных отраслях экономики происходит в основном по рыночным принципам, то есть свободно, под влиянием спроса и предложения. Вместе с тем, механизм рыночного ценообразования эффективно работает только в условиях свободного конкурентного рынка и в отдельных случаях не может служить действенным инструментом формирования экономически целесообразного уровня цен.

Существуют сферы хозяйственной деятельности, в которых конкурентное ценообразование технически невозможно и экономически нецелесообразно. Удовлетворение спроса в этих сферах эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), и функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе становится невозможным или неэффективным. Для таких отраслей естественной становится высокая степень монополизации производства.

В этих условиях государство выделяет данные отрасли и в них регулирует цены (тарифы) в соответствии с утвержденной методологией и на основе определенных принципов.

Так, Федеральный закон от 17.08.1995 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет перечень сфер экономики России, цены на продукцию (услуги) в которых подлежат государственному регулированию. По закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по газопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, захоронение отходов, а также некоторые другие отрасли.

Помимо этого, существует ряд отраслевых законов, определяющих основы государственного регулирования с учетом специфики конкретных отраслей. Это такие Федеральные законы, как: от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17.08.1995 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», от 08.11.2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации», от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и некоторые другие.

Кроме того, государство, осуществляя социальную функцию, должно обеспечивать доступность для населения жизненно важных товаров и услуг, товаров первой необходимости. Поэтому государственное регулирование распространяется также и на некоторые сферы, не относящиеся к естественным монополиям. Так, Федеральным законом от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» определены основы государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и установлена методика расчета предельных отпускных цен на указанные препараты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с актуальными изменениями и дополнениями) установлен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые распространяется государственное ценовое регулирование. В соответствии с указанным нормативным актом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по регулированию цен (тарифов) на указанную продукцию и услуги (твердое топливо для населения, технический осмотр транспортных средств и др.), а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Наряду с вышеперечисленными сферами государство при необходимости и в случае целесообразности правомочно принимать решения о ценовом регулировании и в других отраслях экономики.

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» основными методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий в Российской Федерации выступают: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

В качестве принципов ценообразования определены: сочетание свободных и регулируемых цен; разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен; установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о ценообразовании.