Принципиальная схема рынка в электроэнергетике

Рынки электрической энергии (мощности)
В России двухуровневая система обращения электрической энергии и мощности, которая представлена двумя рынками | |
---|---|
Оптовый рынок Сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России с участием крупных производителей и покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка. |
Розничный рынок Сфера обращения электрической энергии и мощности вне оптового рынка с участием конечных потребителей электроэнергии. В рамках розничного рынка и по его правилам реализуется электроэнергия, приобретаемая на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия, произведенная генерирующими компаниями, работающими на розничном рынке. |
Субъекты рынков | |
Поставщики электрической энергии (крупные генерирующие компании) Покупатели электрической энергии (энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики и независимые), крупные потребители электроэнергии) Инфраструктурные организации (ОАО «Администратор торговой системы», ОАО «Системный оператор», холдинг ОАО «Россети», в который входят межрегиональные сетевые компании (МРСК) и федеральная сетевая компания — ОАО «ФСК ЕЭС») |
Потребители электроэнергии Гарантирующие поставщики Независимые энергосбытовые (энергоснабжающие) компании Производители электроэнергии розничного рынка Сетевые компании Субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков |
Справочно: | ||||
Крупнейшие производители электрической энергии страны | Суммарная установленная мощность электростанций на начало 2015 года составляет примерно 225 ГВт, из них 68% — тепловые электростанции, 20% — гидроэлектростанции, 11% — атомные, 1% — прочие | 3000 сетевых компаний в 2015 г. 1700 – в 2016 г. | ||
Атомный концерн «Росэнергоатом», десять атомных станций которого производят до половины потребляемой в России электроэнергии Крупнейшие производители электрической энергии страны | ОАО «РусГидро», в составе которой объединены гидроэлектростанции | 7 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) |
Система нормативных актов в электроэнергетике
Принципы государственного регулирования в электроэнергетике
Принципы | Методы | |
---|---|---|
Обеспечение единства технологического управления надежного и безопасного функционирования ЕЭС России | Развитие конкурентного рынка электрической энергии | Государственное регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике |
Эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике | Обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка. Развитие конкурентного рынка электрической энергии | Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг) |
Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии | Обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики | Государственное антимонопольное регулирование и контроль |
Обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав | Обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики | Управление государственной собственностью в электроэнергетике |
Обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) | Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии | Федеральный государственный энергетический надзор |
Создание необходимых условий для привлечения инвестиций | Государственный экологический надзор в электроэнергетике |
Принципы государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике
Принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике | |
---|---|
Определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) | Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики |
Обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии | Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики |
Учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) | Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет |
Учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности | Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации |
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования | При установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию не допускается повышение регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для других категорий потребителей |
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования |
Полномочия органов власти
Правительство Российской Федерации | Нормативно-Правовое регулирование | ||
---|---|---|---|
|
|||
Федеральные органы исполнительной власти | Минэкономразвития России | Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Минэнерго России |
|
|
|
ФАС России |
|
Система тарифов в электроэнергетике
Нерегулируемые тарифы (цены) | Регулируемые тарифы (цены) | |
---|---|---|
Оптовый рынок | на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности | на электроэнергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам |
на отклонения фактического объема потребления электроэнергии от плановых объемов | на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах | |
на электроэнергию (мощность), покупаемую организацией по управлению ЕНЭС в целях компенсации потерь | ||
на электроэнергию (мощность) в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств | на электроэнергию, покупаемую (продаваемую) в целях экспорта-импорта | |
на услуги инфраструктурных организаций | ||
Розничный рынок | на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности | на электроэнергию, поставляемую населению |
на электроэнергию, покупаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь | ||
Предельные уровни цен, рассчитываемые гарантирующим поставщиком | на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, технологически изолированных электроэнергетических системах | |
на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (ЭСО, ГП) |
Методы регулирования тарифов в электроэнергетике
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) | |
---|---|
Основной метод регулирования в российской электроэнергетике. До 2011 года применялся при расчете всех регулируемых цен (тарифов). Метод применяется в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов. | Цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. |
Метод индексации тарифов | |
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (min и (или) max) уровни либо НВВ регулируемых организаций. | Тарифы, рассчитанные с применением данного метода, устанавливаются на срок не менее 3 лет при первом применении, и на срок не менее 5 лет при повторном. |
Метод сравнения аналогов | |
Метод применяется для установления долгосрочных тарифов и предполагает сравнение компаний друг с другом. Компания с оптимальным соотношением параметров деятельности принимается в виде стандарта для других регулируемых субъектов. | Анализ осуществляется органом регулирования каждые 5 лет. Метод применяют для небольших организаций. |
Метод доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование) | |
Метод направлен на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию энергетических объектов и стимулирование эффективности расходов организаций энергетического комплекса. | Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных в течение долгосрочного периода регулирования корректировок и обеспечивает покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал. |
Метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки | |
Метод применяется при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов. | При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования величина подконтрольных расходов определяется с помощью метода сравнения аналогов, а в последующие годы долгосрочного периода регулирования индексируется исходя из индекса потребительских цен и изменения количества активов сетевой организации. |