Электроэнергетика

Электроэнергетика России — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно- диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании.

Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220-500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).


Принципиальная схема рынка в электроэнергетике



Рынки электрической энергии (мощности)


В России двухуровневая система обращения электрической энергии и мощности, которая представлена двумя рынками
Оптовый рынок
Сфера обращения особых товаров – электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России с участием крупных производителей и покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка.
Розничный рынок
Сфера обращения электрической энергии и мощности вне оптового рынка с участием конечных потребителей электроэнергии. В рамках розничного рынка и по его правилам реализуется электроэнергия, приобретаемая на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия, произведенная генерирующими компаниями, работающими на розничном рынке.
Субъекты рынков
Поставщики электрической энергии (крупные генерирующие компании)
Покупатели электрической энергии (энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики и независимые), крупные потребители электроэнергии)
Инфраструктурные организации (ОАО «Администратор торговой системы», ОАО «Системный оператор», холдинг ОАО «Россети», в который входят межрегиональные сетевые компании (МРСК) и федеральная сетевая компания — ОАО «ФСК ЕЭС»)
Потребители электроэнергии
Гарантирующие поставщики
Независимые энергосбытовые (энергоснабжающие) компании
Производители электроэнергии розничного рынка
Сетевые компании
Субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков

 

Справочно:
Крупнейшие производители электрической энергии страны Суммарная установленная мощность электростанций на начало 2015 года составляет примерно 225 ГВт, из них 68% — тепловые электростанции, 20% — гидроэлектростанции, 11% — атомные, 1% — прочие 3000 сетевых компаний в 2015 г. 1700 – в 2016 г.
Атомный концерн «Росэнергоатом», десять атомных станций которого производят до половины потребляемой в России электроэнергии Крупнейшие производители электрической энергии страны ОАО «РусГидро», в составе которой объединены гидроэлектростанции 7 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК)

Система нормативных актов в электроэнергетике



Принципы государственного регулирования в электроэнергетике


Принципы Методы
Обеспечение единства технологического управления надежного и безопасного функционирования ЕЭС России Развитие конкурентного рынка электрической энергии Государственное регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике
Эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике Обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка. Развитие конкурентного рынка электрической энергии Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг)
Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии Обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики Государственное антимонопольное регулирование и контроль
Обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав Обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики Управление государственной собственностью в электроэнергетике
Обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии Федеральный государственный энергетический надзор
Создание необходимых условий для привлечения инвестиций Государственный экологический надзор в электроэнергетике

Принципы государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике


Принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
Определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов) Достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики
Обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не должен превышать объем таких потребностей, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики
Учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет
Учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования При установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию не допускается повышение регулируемых государством цен (тарифов) на электрическую энергию для других категорий потребителей
Обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования

Полномочия органов власти


Правительство Российской Федерации Нормативно-Правовое регулирование
  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
  • Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
  • Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сферах электроэнергетики
  • Порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)
  • Порядок урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы
  • Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями
  • Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
Федеральные органы исполнительной власти Минэкономразвития России Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Минэнерго России
  • Нормативы (технологических) потерь электрической энергии в сетях
  • Инвестиционные программы субъектов электроэнергетики
  • Нормативно-правовая деятельность
  • Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии, сбытовые надбавки и др. на региональном уровне
  • Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
ФАС России
  • Основы деятельности органов исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов)
  • Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России
  • Цены (тарифы) и их предельные уровни на электрическую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии и услуги инфраструктурных организаций

Система тарифов в электроэнергетике


Нерегулируемые тарифы (цены) Регулируемые тарифы (цены)
Оптовый рынок на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности на электроэнергию (мощность), поставляемую по регулируемым договорам
на отклонения фактического объема потребления электроэнергии от плановых объемов на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах
на электроэнергию (мощность), покупаемую организацией по управлению ЕНЭС в целях компенсации потерь
на электроэнергию (мощность) в целях обеспечения совместной работы ЕЭС России и энергетических систем иностранных государств на электроэнергию, покупаемую (продаваемую) в целях экспорта-импорта
на услуги инфраструктурных организаций
Розничный рынок на электроэнергию, устанавливаемую Правилами ОРЭ: договоры купли-продажи, конкурентный отбор ценовых заявок, конкурентный отбор мощности на электроэнергию, поставляемую населению
на электроэнергию, покупаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь
Предельные уровни цен, рассчитываемые гарантирующим поставщиком на электроэнергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, технологически изолированных электроэнергетических системах
на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (ЭСО, ГП)

Методы регулирования тарифов в электроэнергетике


Метод экономически обоснованных расходов (затрат)
Основной метод регулирования в российской электроэнергетике. До 2011 года применялся при расчете всех регулируемых цен (тарифов). Метод применяется в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов. Цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Метод индексации тарифов
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (min и (или) max) уровни либо НВВ регулируемых организаций. Тарифы, рассчитанные с применением данного метода, устанавливаются на срок не менее 3 лет при первом применении, и на срок не менее 5 лет при повторном.
Метод сравнения аналогов
Метод применяется для установления долгосрочных тарифов и предполагает сравнение компаний друг с другом. Компания с оптимальным соотношением параметров деятельности принимается в виде стандарта для других регулируемых субъектов. Анализ осуществляется органом регулирования каждые 5 лет. Метод применяют для небольших организаций.
Метод доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование)
Метод направлен на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию энергетических объектов и стимулирование эффективности расходов организаций энергетического комплекса. Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, которая определяется с учетом ежегодных в течение долгосрочного периода регулирования корректировок и обеспечивает покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал.
Метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки
Метод применяется при осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных тарифов. При установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования величина подконтрольных расходов определяется с помощью метода сравнения аналогов, а в последующие годы долгосрочного периода регулирования индексируется исходя из индекса потребительских цен и изменения количества активов сетевой организации.