Транспорт

Аэропортовая деятельность

Аэропортовая деятельность — это часть авиационной отрасли, которая представляет собой сложный комплекс экономических и технологических взаимоотношений между участниками авиационных перевозок в гражданской авиации.

Аэропорт предназначен для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок и представляет собой комплекс достаточно сложных инженерных сооружений (аэродром, аэровокзал, топливо-заправочный комплекс, авиационно- техническая база и многое другое).

В настоящее время в России насчитывается около 300 аэропортов, из них 195 имеют взлетно- посадочную полосу с искусственным покрытием.


Система нормативных актов в области ценообразования на услуги аэропортов



Принципы и методы государственного регулирования и контроля аэропортовой деятельности


Принципы и методы Методы
Создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития аэропортов Обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах Государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды услуг субъектов естественных монополий в аэропортах и субъектов, осуществляющих аэронавигационное обслуживание
Повышение качества оказываемых услуг Обеспечение авиационной безопасности Государственное антимонопольное регулирование и контроль
Обеспечение баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг Создание необходимых условий развития конкуренции на рынке транспортных услуг для снижения транспортных издержек Управление государственной собственностью в гражданской авиации
Обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на услуги хозяйствующих субъектов в аэропортах Государственное регулирование использования воздушного пространства Государственный надзор в области гражданской авиции

Принципы государственного регулирования тарифов (сборов) на услуги в аэропортах


Вариативность подходов к формированию сборов и тарифов в зависимости от условий хозяйственной деятельности аэропорта; расчет ставок сборов и тарифов с использованием метода экономически обоснованных затрат (на 1 год) и на долгосрочный период (до 5 лет) с использованием метода RAB. Базовый капитал определяется на основании данных бухгалтерского баланса и пояснений к нему на конец последнего отчетного года, предшествующего текущему финансовому году (базового года). При установлении сборов на долгосрочный период базовый капитал определяется на каждый прогнозируемый финансовый год долгосрочного периода регулирования на основании прогноза соответствующих показателей бухгалтерской отчетности на конец финансового года, предшествующий году, на который осуществляется расчет.
Стоимостная основа тарифов (необходимая валовая выручка) проектируется на основе данных раздельного учета доходов и расходов, сформированных по видам деятельности. В структуре экономически обоснованных затрат выделяются расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расчет расходов по обычным видам деятельности, связанных с оказанием регулируемых услуг, осуществляется по группам расходов: подконтрольные расходы, неподконтрольные расходы, амортизация. Инвестиционные расходы учитываются в структуре базы капитала по мере их капитализации с учетом источников финансирования инвестиций: собственные и заемные средства, бюджетные средства, доходы от аренды имущественного комплекса аэропорта (аэродрома).
Прочие расходы, не включаемые в состав расходов по обычным видам деятельности, определяются на основе анализа обоснования, предоставленного субъектом регулирования, прогнозируемого размера платы, взимаемой кредитными организациями за расчётно-кассовое обслуживание и инкассацию денежных средств, а также иных факторов, влияющих на динамику изменения прочих расходов субъекта регулирования. Учитывается экономия расходов субъекта регулирования от реализации организационно-технических мероприятий, применения ресурсосберегающих технологий и технических средств, в размере до 1%.

Полномочия органов власти


Правительство Российской Федерации Нормативно-правовое регулирование
  • Цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее — тарифы)
  • Основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей
  • Правила государственного регулирования тарифов
  • Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок
Федеральные органы исполнительной власти Минэкономразвития России Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
Минтранс России
  • Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации
  • Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации
  • Программы развития аэропортов
ФАС России
  • Перечень субъектов естественных монополий в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России
  • Предельный уровень тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Система регулируемых тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах


Аэропортовая деятельность
Сбор за взлет-посадку (включая стоянку воздушных судов на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки)
Сбор за стоянку воздушных судов на аэродроме более 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки
Сбор за обеспечение авиационной безопасности
Сбор за предоставление аэровокзального комплекса на внутренних линиях и международных линиях
Тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях и международных линиях
Тариф за обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом
Тариф за хранение авиационного топлива
Аэронавигационное обслуживание
Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения
Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома

Основные положения по расчету регулируемых сборов и тарифов на услуги аэропортов


Расчет нормативной прибыли, которая определяется исходя из стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского баланса субъекта регулирования за последний отчетный год, предшествующий текущему году, с учетом нормы рентабельности по действующей базе активов, обеспечивающей получение прибыли в условиях минимального экономического риска.

Расчёт необходимой валовой выручки включает:
Расчет экономически обоснованных затрат, которые определяются с учётом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объёмов работ (услуг) и степени влияния изменения объёмов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключённых субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.
В состав экономически обоснованных затрат субъектов регулирования, связанных с оказанием регулируемых услуг, включаются:
а) расходы, связанные с обычными видами деятельности, за исключением суммы начисленной амортизации
б) отчисления на амортизацию основных средств
в) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями
г) расходы, связанные с участием в совместной деятельности
д) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации
В случае реализации субъектом регулирования долгосрочной инвестиционной программы регулируемые сборы и тарифы рассчитываются на долгосрочный период продолжительностью до 5 лет. Расчет нормативной прибыли в этом случае производится с учетом планируемых на период реализации инвестиционной программы капитализированных инвестиций и нормы рентабельности на вложенный капитал, эквивалентной средневзвешенной стоимости его привлечения.
При определении регулируемых сборов и тарифов в целях защиты пользователей услугами субъектов естественных монополий в аэропортах от резкого роста тарифной нагрузки органом регулирования при необходимости осуществляется:- перераспределение необходимой валовой выручки между годами в пределах одного долгосрочного периода регулирования- дифференциация сборов и тарифов с учетом условий оказания соответствующих услуг.