Водоснабжение и водоотведение

Водоснабжение – процесс подачи поверхностных или подземных вод потребителям для нужд коммунально-бытового и технологического потребления в необходимом объеме и в соответствии с целевыми показателями качества воды. Инженерные сооружения, предназначенные для решения задач водоснабжения, называют системой водоснабжения.

Водоотведение – процесс, включающий в себя транспортировку и очистку сточных вод с использованием системы водоотведения и предназначенный для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод с целью их очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возвращения в водоем.

Услуги по водоснабжению и водоотведению являются регулируемыми и предоставляются потребителям по тарифам, устанавливаемым государственными органами.

В России оказание услуг в сфере водоснабжения по регулируемым тарифам осуществляют более 10 тысяч организаций, в сфере водоотведения — более 6 тысяч. Общий объем услуг водоснабжения и водоотведения в России составляет более 22,4 миллиардов кубических метров ежегодно при общей стоимости более 400 млрд.руб.


Принципиальная схема централизованного водоснабжения и водоотведения потребителей



Система нормативных актов в сфере водоснабжения и водоотведения



Цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения


Охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения Повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды
Снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод Обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
Обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение

Принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения


Приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения
Обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения Обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения
Создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций Обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению
Открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения Достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов

Полномочия органов власти


Правительство Российской Федерации Нормативно-правовое регулирование
  • Утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения
  • Утверждение порядка и сроков рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
  • Утверждение порядка и сроков рассмотрения в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
  • Утверждение правил отмены решений органов регулирования тарифов, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти Минстрой России
  • Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства
  • Утверждение перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
  • Утверждение требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
ФАС России
  • Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
  • Рассмотрение разногласий и рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
  • Утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ
  • Утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ
  • Выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
  • Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
Органы местного самоуправления
  • Организация водоснабжения населения
  • Утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов
  • Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ
  • Согласование инвестиционных программ
  • Заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения

Система тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения


В сфере холодного водоснабжения В сфере горячего водоснабжения (закрытая система) В сфере водоотведения
Питьевая вода Горячая вода Водоотведение
Техническая вода Транспортировка горячей воды Транспортировка сточных вод
Подключение к централизованной системе холодного водоснабжения
Подвоз воды Подключение к централизованной системе горячего водоснабжения Подключение к централизованной системе водоотведения
Транспортировка воды

Методы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения


Метод экономически обоснованных расходов (затрат)
Этот метод являлся основным до момента перехода с 2016 года к регулированию преимущественно методами, основанными на долгосрочных параметрах регулирования. В настоящее время применяется ограниченно и в основном для регулирования новых организаций, в отношении которых ранее регулирование тарифов не осуществлялось. При использовании данного метода тарифы в основном устанавливаются на 1 год. Тарифы рассчитываются на основе размера необходимая валовая выручка (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг), планируемого на расчетный период. Величина нормативной прибыли утверждается на уровне не выше 7 процентов от суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов.
Метод индексации тарифов
Основной метод долгосрочного регулирования тарифов из предусмотренных законодательством на сегодняшний день. Срок действия тарифов составляет не менее 5 лет (не менее 3 лет при первом применении). При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка (НВВ) регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Метод доходности инвестированного капитала
Рекомендован к использованию для крупных компаний и в случаях, когда речь идет о реализации крупных инвестиционных программ, финансируемых из заемных источников. Срок действия тарифов аналогичен методу индексации тарифов. Данный метод регулирования является достаточно сложным и имеет ряд ограничений и, видимо, по этой причине пока не получил широкого распространения. Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования, и обеспечивают покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал.
Метод сравнения аналогов
Метод сравнения аналогов может быть использован при установлении тарифов для маленьких организации (протяженность сетей до 10 км или менее 10% от протяженности сетей всей системы), осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в условиях, сопоставимых с осуществлением аналогичной деятельности в этих же централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения другими регулируемыми организациями. В настоящее время практически не применяется. Протяженность сетей водоснабжения или водоотведения, эксплуатируемых регулируемой организацией, не превышает 10 процентов общей протяженности сетей в указанных системах либо протяженность сетей регулируемой организации составляет не более 10 километров.