Водоснабжение – процесс подачи поверхностных или подземных вод потребителям для нужд коммунально-бытового и технологического потребления в необходимом объеме и в соответствии с целевыми показателями качества воды. Инженерные сооружения, предназначенные для решения задач водоснабжения, называют системой водоснабжения.
Водоотведение – процесс, включающий в себя транспортировку и очистку сточных вод с использованием системы водоотведения и предназначенный для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод с целью их очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возвращения в водоем.
Услуги по водоснабжению и водоотведению являются регулируемыми и предоставляются потребителям по тарифам, устанавливаемым государственными органами.
В России оказание услуг в сфере водоснабжения по регулируемым тарифам осуществляют более 10 тысяч организаций, в сфере водоотведения — более 6 тысяч. Общий объем услуг водоснабжения и водоотведения в России составляет более 22,4 миллиардов кубических метров ежегодно при общей стоимости более 400 млрд.руб.
Принципиальная схема централизованного водоснабжения и водоотведения потребителей
Система нормативных актов в сфере водоснабжения и водоотведения

Цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения
Охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения
|
Повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды
|
Снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод
|
Обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
|
Обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
|
Принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения
Приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению
|
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения
|
Обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
|
Обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения
|
Создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций
|
Обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению
|
Открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения
|
Достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов
|
Полномочия органов власти
Правительство Российской Федерации
|
Нормативно-правовое регулирование
|
- Утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения
- Утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения
- Утверждение порядка и сроков рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования тарифов и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
- Утверждение порядка и сроков рассмотрения в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
- Утверждение правил отмены решений органов регулирования тарифов, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации
|
Федеральные органы исполнительной власти
|
Минстрой России
|
- Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства
- Утверждение перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
- Утверждение требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения
|
ФАС России
|
- Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
- Отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
- Рассмотрение разногласий и рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования тарифов, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
|
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
- Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
- Утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ
- Утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ
- Выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение
- Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
|
Органы местного самоуправления
|
- Организация водоснабжения населения
- Утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов
- Утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ
- Согласование инвестиционных программ
- Заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения
|
Система тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
В сфере холодного водоснабжения
|
В сфере горячего водоснабжения (закрытая система)
|
В сфере водоотведения
|
Питьевая вода
|
Горячая вода
|
Водоотведение
|
Техническая вода
|
Транспортировка горячей воды
|
Транспортировка сточных вод
|
Подключение к централизованной системе холодного водоснабжения
|
Подвоз воды
|
Подключение к централизованной системе горячего водоснабжения
|
Подключение к централизованной системе водоотведения
|
Транспортировка воды
|
Методы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
Метод экономически обоснованных расходов (затрат)
|
Этот метод являлся основным до момента перехода с 2016 года к регулированию преимущественно методами, основанными на долгосрочных параметрах регулирования. В настоящее время применяется ограниченно и в основном для регулирования новых организаций, в отношении которых ранее регулирование тарифов не осуществлялось. При использовании данного метода тарифы в основном устанавливаются на 1 год.
|
Тарифы рассчитываются на основе размера необходимая валовая выручка (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг), планируемого на расчетный период. Величина нормативной прибыли утверждается на уровне не выше 7 процентов от суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов.
|
Метод индексации тарифов
|
Основной метод долгосрочного регулирования тарифов из предусмотренных законодательством на сегодняшний день. Срок действия тарифов составляет не менее 5 лет (не менее 3 лет при первом применении).
|
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка (НВВ) регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
|
Метод доходности инвестированного капитала
|
Рекомендован к использованию для крупных компаний и в случаях, когда речь идет о реализации крупных инвестиционных программ, финансируемых из заемных источников. Срок действия тарифов аналогичен методу индексации тарифов. Данный метод регулирования является достаточно сложным и имеет ряд ограничений и, видимо, по этой причине пока не получил широкого распространения.
|
Регулируемые тарифы устанавливаются на основе НВВ, с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования, и обеспечивают покрытие расходов, возврат инвестированного капитала, получение дохода на инвестированный капитал.
|
Метод сравнения аналогов
|
Метод сравнения аналогов может быть использован при установлении тарифов для маленьких организации (протяженность сетей до 10 км или менее 10% от протяженности сетей всей системы), осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в условиях, сопоставимых с осуществлением аналогичной деятельности в этих же централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения другими регулируемыми организациями. В настоящее время практически не применяется.
|
Протяженность сетей водоснабжения или водоотведения, эксплуатируемых регулируемой организацией, не превышает 10 процентов общей протяженности сетей в указанных системах либо протяженность сетей регулируемой организации составляет не более 10 километров.
|